INTERTRADE AND LOGISTIC SERVICE OY
Menu

Транспортный коридор Север–Юг стал флагманским межрегиональным проектом

Падение цен на нефть, спровоцировавшее мировой кризис, заставило Азербайджан разработать новую стратегию развития своей экономики. Президент Азербайджана призвал чиновников экономического блока забыть о нефти и форсировать процесс развития других отраслей. Сегодня в республике наращивается работа по реализации многих проектов, в том числе и региональных, которые сулят Азербайджану и его партнерам – России и Ирану – немалые дивиденды

«Сферой, которая в будущем может принести Азербайджану много валюты, является транспорт. Если учесть наше географическое положение и проделанную уже работу, то есть основание говорить об этом», – заявил на днях президент Ильхам Алиев на встрече с представителями общественности Исмаилинского района страны и коллективом вновь построенного здесь предприятия по производству велосипедов ISMA BIKES. При этом глава государства акцентировал внимание на том, что при участии и во многих случаях по инициативе Азербайджана реализуются два транснациональных проекта.

«Создание транспортных коридоров Восток–Запад, Север–Юг осуществляется при участии Азербайджана. Этот вопрос очень серьезно обсуждался на первом саммите президентов Ирана, России и Азербайджана в Баку. Азербайджан выступает здесь со своей инициативой», – сказал Ильхам Алиев, заметивший, что создание и деятельность этого коридора принесет стране доходы в сотни миллионов долларов.

Следует заметить, что Баку серьезно нацелен на развитие экономических отношений с Ираном и Россией. Эти страны объединяет множество вопросов, успешное разрешение которых принесет обоюдную пользу.

По мнению политолога Тофига Аббасова, в контексте создания энергетического и транспортно-коммуникационного коридора, который соединяет север и юг, можно говорить, что на евразийском пространстве складывается более успешная геоэкономическая конфигурация.

«Сейчас идет стремительный рост на юго-востоке Азии. Это не только Китай, это и Индия, но и страны, расположенные в южной оконечности Азии, в прибрежной зоне Индийского океана. В Азии наравне с Европой западным миром создается новый экономический полюс, растет производственная и потребительская кооперация», – заявил агентству Report Тофиг Аббасов.

Учитывая эти нюансы, скорейшая реализация проекта «Север–Юг», который президент Владимир Путин назвал флагманским, является требованием времени и обещает большие преференции не только поставщикам и получателям, но еще и странам-транзитерам.

«Проект усиливает кооперацию в регионе Каспийского моря. Кроме того, это еще больше сближает государства, которые имеют двусторонние отношения, многосторонние отношения, в данном случае в рамках складывающейся тройки Москва–Баку–Тегеран», – сказал Аббасов.

В свою очередь, как уже писала «НГ», член Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков считает, что этот транспортный коридор должен дать серьезный импульс экономическому развитию и Азербайджана, и России, и Ирана.

«Он должен стать альтернативным связующим транспортным каналом для стран арабского мира, стран Персидского залива и Северной Европы. Кроме того, он должен улучшить политическую ситуацию, наладить более тесное сотрудничество, сделать страны более зависимыми друг от друга», – заявил международной телекомпании СВС Сергей Марков. При этом он добавил, что практически реализация этого плана «позволит и Азербайджану, и России, и Ирану развиваться более интенсивно и иметь структуру экономики более широкую, опираться не только на нефть и газ, но и на логистические, торговые пути».

Следует заметить, что функционирование этого коридора позволит значительно увеличить и товарооборот между тремя странами. К примеру, в последние годы только в нефтяном секторе торговый оборот между Азербайджаном и Россией составил 8 млрд долл., а в ненефтяном соответственно 2 млрд долл.

По словам министра экономики Азербайджана Шахина Мустафаева, экспорт азербайджанской сельхозпродукции в Россию вырос на 45%. «Это очень радует. Но наш потенциал способен на еще большее», – сказал министр, заметивший, что «в азербайджанском товарообороте Россия занимает второе место, в экспорте – первое, а в импорте – десятое».

На сегодняшний день в Азербайджане действует около 600 компаний с российским капиталом.

Наряду с этим, как сообщил на днях в Баку министр экономического развития России Алексей Улюкаев, «в настоящее время уже утверждены 10 проектов на общую сумму 380 млн долл. Эти проекты связаны в основном с фармацевтической, металлургической, радиотехнической, электронной и пищевой промышленностью. Кроме того, на стадии разработки находится еще 15 проектов, которые охватывают области автомобильных поставок и металлургии.

Материал Независимой газеты